А ведь даже прокурор просил условно...
1 декабря 2004 года

Всего за пару часов до оглашения приговора обвиняемые были уверены в том, что получат условные сроки. Саид Ханбеков в последнем слове, адресуясь не столько к суду, сколько персонально к судье Халиуллиной, сказал:

- Решать, конечно, вам, но дело против нас сфальсифицировано.

Телевизионщики и сотрудница пресс-службы правозащитного центра города Казани, которых в зал судебных заседаний не пустили, объяснив, что обвиняемые не желают сниматься на камеру, загибали пальцы, подсчитывая, сколько бывших милиционеров за последние полтора года получили условные сроки. Выходило: только по линии правозащитного центра восемь. Да три - в уме, поскольку зампрокурора Вахитовского района Ленар Амиров просил на этом процессе назначить условное наказание всем троим обвиняемым.

Приговор, который судья Наиля Халиуллина зачитывала в течение почти двух часов, все расставил по своим местам. Суд признал подсудимых виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 163 часть 2 (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия) и 285 часть 1 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств). И приговорил бывших оперативников Приволжского РУВД Аделя Гитиятова к пяти годам, Саида Ханбекова к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима. А бывшего сотрудника Вахитовского РУВД Ильнура Муртазина - к 4 годам 2 месяцам. Решение суда еще не вступило в законную силу, и можно не сомневаться, что защита обжалует его в Верховном суде РТ.

Всего суд счел доказанными три эпизода, центральным из которых стало вымогательство 100 тысяч рублей у двоих потерпевших, одного из которых, скованного наручниками, подельники всю ночь провозили в машине. В случае невыплаты названной суммы они угрожали подкинуть ему наркотики и посадить. До этого у них уже имелся подобный опыт совместной "работы", а еще раньше Гитиятов занимался этим самостоятельно. Поэтому и срок он получил самый большой.

Есть в этом деле одна любопытная деталь. Когда одного из потерпевших вымогатели отправили за выкупом, тот связался по телефону с сотрудниками правозащитного центра Казани, которые подключили к делу Управление собственной безопасности МВД РТ. Меченые купюры, подготовленные в УСБ, были вручены вымогателям около двух часов ночи у остановки "39-й квартал", но... они так с ними и уехали. Сотрудники УСБ задержать их не смогли, поскольку, дескать, те так быстро сорвались с места, что догнать их не было никакой возможности. Поэтому меченые купюры были изъяты у подозреваемых уже в ходе следствия, спустя десять дней.

В правозащитном центре Казани, предоставившем адвокатов этим двоим потерпевшим, приговор суда восприняли если не с восторгом, то с чувством глубокого удовлетворения.

- Во-первых, это первый в нашей практике случай, когда сотрудники правоохранительных органов, нарушившие закон, получили не условные, а реальные сроки лишения свободы, - сказала председатель совета центра Наталья Каблова. - А во-вторых, этого удалось добиться исключительно благодаря настойчивости адвокатов потерпевших и принципиальности судьи. Напомню, что обвинитель по делу запросил наказание в виде лишения свободы условно.

Следователь по особо важным делам республиканской прокуратуры Валерий Кузьмин, расследовавший это дело, тоже не скрывал своего удовлетворения исходом дела:

- Понимаете, вести дела по обвинению работников правоохранительных органов, как действующих, так и бывших, всегда сложно. В силу специфики своей работы они обладают определенными связями и могут оказать влияние на потерпевших и свидетелей. Поэтому я вдвойне доволен тем, что хорошо сделал свою работу. Не говоря уже о том, что подобные дела, которые у нас давно уже окрестили делами против "оборотней в погонах", обязательно получают широкий общественный резонанс. Ведь такие сотрудники бросают тень на всех, кто работает в правоохранительных органах - в милиции, суде и прокуратуре. Люди не должны бояться выходить на улицу по вечерам, опасаясь в равной мере бандита и человека в милицейской форме.

Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"